Smartword

Главная / Программа "Маркетинг 2.0"  / Клиповое мышление: хорошо или плохо?

Клиповое мышление: хорошо или плохо?

Клиповое мышление: хорошо это или плохо? Как маркетологам работать с аудиторией, которая не в состоянии долго концентрировать внимание? Давайте разбираться.

Итак, мы с вами обладатели клипового мышления. Оно сформировалось из-за постоянного переизбытка информации и необходимости быть постоянно включённым сразу в несколько процессов. Мозг перегружен, и так называемое «клиповое мышление», то есть способность быстро переключать внимание, это его защитная реакция на перегрузку. С каждым годом длительность концентрации внимания снижается и сейчас составляет, если я не ошибаюсь, – 8 секунд. Каждые 8 секунд мы меняем фокус своего внимания.

А ещё мы постепенно теряем навык работы с большими объёмами информации. Мозг гонится за самыми яркими, самыми необычными картинками и видеороликами и забывает о том, как мыслить критически и проверять факты. По всем признакам, мрачные предсказания Джеймса Мартина про «людей экрана», которые сменили «людей книги», начинают сбываться. Но, может быть, не всё так мрачно?

Хорошие новости для маркетологов

Давайте не будем спешить хоронить такую полезную привычку, как чтение. «Клиповое мышление» не означает, что мы перестали читать. Наоборот. Мы стали читать больше, но по-другому: бегло, по диагонали, отвлекаясь на все мыслимые раздражители, которые попадают в поле зрения. Мы может быть не в состоянии оценить красоту языка, глубину высказывания автора. Всё это кажется нам второстепенным. Но суть текста мы ухватываем и делаем это гораздо быстрее, чем люди с «доклиповым» мышлением. Это одна хорошая новость для маркетологов. А всего их будет три))

Вторая новость. Хорошая для маркетологов, но не очень приятная для потребителя. Клиповое мышление снижает способность мыслить критически, то есть делает потребителей более восприимчивыми к манипуляциям. Способность анализировать информацию у людей с клиповым мышлением гораздо ниже.

Этим объясняется такой резкий рост популярности нативной рекламы в последнее время. Многие потребители реально верят в то, что блогеры, инфлюенсеры действительно пользуются всеми товарами и услугами, которые они описывают в своих блогах, и что их отзывы и обзоры искренни и объективны. Уровень доверия к этому контенту высокий.

Третья хорошая новость. Только чтение, даже такое беглое, поверхностное, «эрзац чтение», к которому мы сейчас привыкли, в состоянии активизировать наш мозг на активное потребление и запоминание информации. Пусть даже фрагментарное. Листание 15-секундных видеороликов и Reels не включает данный режим. Уже через 5 минут человек, как правило, забывает то, что он видел в ленте Tik Tok или в Reels Instagram. С прочитанным текстом дела обстоят чуть лучше. Впрочем, надо признать, что сейчас активно набирает популярность гибридный формат: видео+текст. Я имею в виду стремление титровать любые видеоролики. Этот формат также работает достаточно хорошо.

Подведем итог. У «клипового мышления» есть как плюсы, так и минусы. Быстрое снижение концентрации внимания, привычка одновременно получать информацию из нескольких источников, конечно, снижают качество любой маркетинговой коммуникации с целевой аудиторией. С другой стороны, неуёмная жажда к получению новых знаний, способность быстро схватывать основную идею, не зацикливаясь на деталях, наоборот, упрощают работу маркетолога. Новое время требует новых форматов контента. Эмоции вместо доказательств. Личные истории вместо исследований и фактов. Вот секрет успешного обращения с современным «клиповым» потребителем.