Smartword

Главная / Программа "Маркетинг 2.0"  / Монополия на трафик. Куда интернет-гиганты заведут Рунет?

Монополия на трафик. Куда интернет-гиганты заведут Рунет?

Российское антимонопольное ведомство занимается важными делами. На днях федеральная антимонопольная служба (ФАС) России оштрафовала компании Яндекс и Google на 100 тыс. руб. каждую.

Причина: размещение в Яндекс.Директ и Google Adwords рекламы добавки Gaia Herbs. В состав этого БАДа входит перец Kava, который считается сильнодействующим препаратом, запрещенным к распространению на территории России. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров по этому поводу заявил:

«Мы в очередной раз призываем рекламораспространителей в лице крупнейших поисковых систем совершенствовать свою систему модерации во избежание нарушений закона».

Я воздержусь от предположений, насколько важными для Яндекса с Гуглом будут заявления чиновника, усиленные штрафом в 100 тысяч рублей. Достаточно сказать, что выручка Яндекса за прошлый год составила 175,5 млрд. рублей. А выручку Google не стоит называть, чтобы не обидеть нашего флагмана IT-индустрии. Новость меня заинтересовала по другой причине.

Яндекс.Всё

Если мы посмотрим на результаты поиска Яндекса практически по любому поисковому запросу, то увидим на первой странице в обычных результатах поиска одну или несколько ссылок на сервисы Яндекса: Афиша, Авиабилеты, Услуги, Еда, Недвижимость, Работа, Путешествия, Расписания. Всё это названия ресурсов, входящих в экосистему Яндекса. Кстати, на днях появились Яндекс.Объявления – привет Авито и Юле. Как только какой-либо новый сервис проходит обкатку у тестировщиков, он, как по мановению волшебной палочки, оказывается в ТОПе поисковика. Интересно, наша антимонопольная служба, которая внимательно следит за соблюдением закона о рекламе, в таком проявлении любви поискового алгоритма Яндекс к сервисам из семейной экосистемы не видит никаких нарушений «Закона о конкуренции»? И если их действительно нет, то может быть закон пора отредактировать?

Интернет-поиск здорового человека

У компании Google почему-то не возникает желания забить первый экран своего поиска собственными сервисами. Ссылку на них можно найти на главной странице Google, но только не в результатах поиска. Чем объяснить такую щепетильность? Точно не скажу, но есть предположения…

В конце октября федеральное правительство США подало иск против компании Alphabet (владеющей Google) за то, что она якобы сдерживает конкуренцию. Поисковику инкриминируют давление на производителей смартфонов, сговор с Apple о предустановке поиска Google на все устройства с IOS, что с точки зрения Минюста США, привело к торможению инноваций в этой сфере. Надо отметить, что два года назад компания уже платила 2 млрд. евро штрафа в Евросоюзе за похожие обвинения в использовании доминирующего положения. Если сейчас обвинения будут доказаны, то правительство США может настаивать на разделении поискового гиганта на 4-5 компаний. Надо сказать, что такой опыт у американских чиновников накоплен ещё со времен «Великой Депрессии» и разделения активов Рокфеллера.