Smartword

Главная / Программа "Маркетинг 2.0"  / Кликфрод. Найти и обезвредить

Кликфрод. Найти и обезвредить

Вам кажется, что вашу рекламу скликивают? Возможно, вам не кажется. Кликфрод существует. Он наносит бизнесу серьёзный ущерб. Сегодня объём мошеннических кликов оценивается в 34 млрд. долларов, а уже через 2 года может составить 87 млрд.

Кто этим занимается, и как с этим бороться?

Для начала исключим самые бредовые и конспирологические версии типа тех, что скликиванием занимаются сами владельцы рекламных платформ: Яндекс, Google и Facebook – чтобы заработать больше денег. Конечно, нет. Они не меньше вашего заинтересованы в том, чтобы рекламный инвентарь приносил пользу рекламодателям, поэтому они разрабатывают сложнейшие алгоритмы выявления кликфрода.

Скликивание чужой рекламы выгодно только вашим прямым конкурентам и владельцам сайтов, на которых размещаются рекламные блоки Яндекс и Google. Первые рассчитывают таким способом выбить вас из борьбы, ну а вторые просто хотят поднять доход со своих площадок. Кликфрод бывает двух типов: ручной и ботовый. Самое печальное, что оба этих метода недорогие.

Массовое скликивание с помощью ботов рекламные платформы ещё в состоянии выявить и возместить вам потери за фейковый трафик, а вот с ручным кликфродом бороться намного сложнее. Вашему конкуренту совсем не обязательно самостоятельно, с помощью своих сотрудников, нажимать на ваши рекламные ссылки. На рынке есть немало специальных ферм, где низкооплачиваемые юзеры выполняют несложные задания и зарабатывают на этом какие-то деньги.

Ещё один «псевдобелый» способ кликфрода – это навязывание посетителям сайтов рекламного объявления, когда клик на рекламную ссылку является обязательным условием для дальнейшего просмотра контента на сайте.

Как обнаружить?

Самостоятельно выявить фейковый трафик в своей рекламе, не имея опыта, сложно. Могу дать самый простой алгоритм поиска. В первую очередь всегда смотрим на медийные и контекстно-медийные рекламные кампании. Они более уязвимы, потому что накручивать клики могут и владельцы сайтов, и конкуренты. К тому же контролировать сотни тысяч чужих сайтов гораздо сложнее, чем одну страницу с результатами поиска, поэтому алгоритмы Google и Яндекс тут нередко пропускают удар. Признаками склика могут быть любые заметные отклонения от ваших стандартных метрик:

  • внезапный всплеск кликабельности,
  • снижение конверсии по кампании,
  • трафик из необычного региона,
  • рост трафика с определенных IP-сетей,
  • отсутствие человеческой активности после перехода на сайт.

Конечно, выявить такое поведение можно, только имея определенный уровень «насмотренности» в системах веб-статистики.

Как бороться?

Контролировать, жаловаться и блокировать. Вот три действия, которые вы должны предпринимать при аудите трафика. В контекстно-медийных кампаниях необходимо сформировать свой список «белых» сайтов и регулярно его актуализировать. Подозрительные IP-адреса отправляйте в бан без сожаления. Подключайте независимые сервисы верификации рекламного трафика. По каждому случаю, вызывающему вопросы, обращайтесь в арбитраж Google и Яндекса. Каждое такое обращение – это вклад в борьбу с кликфродом.